Не бойся делать мало - это намного больше, чем ничего

Воскресенье, 19.05.2024, 13:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Православие

Патриарх Кирилл: «Жизнь без Бога – не есть жизнь»
Вчера, 28 марта, в неделю 6-ю Великого поста - праздник Входа Господня в Иерусалим, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью.

Патриарх Кирилл отметил, что в праздник Вербного воскресения вспоминается евангельское событие входа Господня в Иерусалим, «единственное событие в Евангелии, которое связано с внешним, человеческим прославлением Спасителя. Люди ликовали, встречая Того, Кто воскресил Лазаря. У одних это было естественное чувство уважения, у других, может быть, страха, у третьих - любопытства, потому что Иисус Христос совершил то, чего не мог совершить человек. Совокупность всех этих чувств и приводила людей в движение, в некий экстаз, которым и сопровождалась встреча Спасителя, смиренно шедшего на страдания в Иерусалим».

«И мы знаем, - продолжил он, - что слава и честь, которые были возданы Спасителю со стороны тех жителей Иерусалима и паломников, что собрались на праздник Пасхи, скоро прошла. Но наше прославление Спасителя основано на совсем ином. Мы знаем, что воскресением Лазаря Он предварил общее воскресение: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже». Именно этими словами прославляем мы сегодня Спасителя, воскресившего Лазаря, а затем через Свое собственное Воскресение воскресившего к жизни весь род человеческий, победившего смерть».

«Но совершенно очевидно, что смерть существует и для того, чтобы проникнуть в смысл всего, что совершил Христос для нас. Мы должны задуматься о том, что есть смерть и что есть воскресение. Человеческая болезнь, старость, потеря сил, потеря жизнеспособности человеческого организма заканчиваются смертью. Смерть это и есть прекращение всякой деятельности человеческого организма. Так мы и воспринимаем смерть, и правота этого восприятия утверждается опытом, ибо всякий раз, когда мы видим мертвого человека, то понимаем, что перед нами лежит бездыханное тело - жизнь закончилась. В этом смысле смерть является апогеем человеческого страдания. Смерть венчает собой самое тяжелое, что только переживает человек - предсмертную муку. Для одних эта мука продолжительная, связанная с долгой болезнью, для кого-то эта мука скоропостижная, но это всегда мука и всегда апогей человеческого страдания», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

Патриарх Кирилл, задаваясь вопросом, что есть человеческое страдание, отметил, что «когда мы болеем, то хорошо понимаем, что болезнь нас ограничивает». «Когда эта болезнь сопровождается болью, то мы прекрасно понимаем, что боль поглощает все наше внимание. Эта боль и эта болезнь становятся для нас явлением величиной во всю нашу жизнь. И чем сильнее боль и страдание, тем больше мы ощущаем, переживаем и осмысляем свою ограниченность. Вот в этом смысле можно говорить о том, что страдание есть осознанная ограниченность. Болезнь и любое человеческое страдание, не только физическая болезнь, но и душевная мука - все это есть осознанная ограниченность человека. И апогеем этой осознанной ограниченности является смерть, когда как бы все закончено и человек не властен над собой. Свобода растворилась в этом страшном феномене смерти», - сказал он.

«Но ведь душа бессмертна, - продолжил Патриарх. - Что же означают смерть и воскресение, если душа не умирает? В Ветхом завете посмертное состояние человеческой души связывается с особым местом пребывания. Древние евреи называли это место «шеол» - место печали, место скорби, место тьмы. Мы называем это место адом. В аду нет жизни, потому что ограниченность абсолютна. Там есть только одно страдание, а страдание - это не жизнь. Жизнь - это всегда свобода, а свободы там нет, потому что есть только одна ограниченность. Почему мы называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись в шеол, в ад после Воскресения, вывел оттуда праведников. Замечательная византийская фреска, которая до сих пор чудом сохранилась в Константинополе, показывает, как Христос взял за руку Адама и буквально выхватывает его из объятий ада - этой тотальной, абсолютной ограниченности - и выводит в жизнь».

По его словам, «победа Христа над смертью есть способность после физической смерти обрести бессмертие и свободу, разрушить всякую ограниченность, а вместе с этим разрушить всякое страдание. Бог есть жизнь и источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле только там, где Бог. И рай - это то место, где Бог; потому там жизнь. И Христос Своим Воскресением сделал возможным жизнь нашего духа после смерти - не нахождение в мрачном шеоле, в аду, где нет жизни, но есть некое бессмысленное существование под тяжестью абсолютного страдания, но где есть жизнь с Богом, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому, когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашего духа жить вечно. И что перед этой вечностью в общении с Богом прекращение физической человеческой жизни?»

«Но воскресение имеет отношение и к нашей земной жизни. Если жизнь - есть жизнь с Богом, то жизнь без Бога - не есть жизнь, это есть некая подмена, опасная для человека. Жизнь без Бога - это всегда торжество ограниченности, страдания и скорби, а с Богом даже человеческая боль и человеческое страдание преобразуются и перестают быть ограниченностью осознанной. Ведь так было со святыми мучениками. Их подвергали страшным истязаниям и заточали в камеры смертников, их бросали в нечеловеческие условия», - отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Русская линия




Источник: http://www.rusk.ru/news_rl/2010/03/29/patriarh_kirill_zhizn_bez_boga_ne_est_zhizn/
Категория: Православие | Добавил: Ольга (29.03.2010)
Просмотров: 433 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Погода

Видео

Поиск

Мини-чат